Хабаровск православный Журнал Доклад митрополита Артемия на открытии регионального этапа XXXIV Международных Рождественских образовательных чтений

Доклад митрополита Артемия на открытии регионального этапа XXXIV Международных Рождественских образовательных чтений

Информационный отдел Хабаровской епархии

09.12.2025

Дорогие братия и сестры! Позвольте всех вас поприветствовать на пленарном заседании регионального этапа XXXIV Международных Рождественских образовательных чтений, посвященных важной и актуальной теме: «Просвещение и нравственность: формирование личности и вызовы времени».

Святейший Патриарх Кирилл отмечал, что образовательные чтения уже три десятилетия являются уникальной и крайне востребованной площадкой для диалога между Церковью, государством и обществом. Здесь встречаются те, кому небезразлично будущее нашего Отечества: архипастыри и священнослужители, губернаторы и министры, ректоры ведущих вузов, директора школ, педагоги, ученые и общественные деятели. У нас общая цель - объединение всех, кто заинтересован в развитии Отечества на основании традиционных ценностей, а значит – на незыблемом основании Божиих заповедей.

Воспитание личности невозможно без духовного просвещения. Только оно делает человека способным правильно выбирать между добром и злом. Для православного человека непреложно свидетельство Священного Писания: «Свет истинный, просвещающий всякого человека», — и этим Светом является Сам Христос. То, что мы называем вызовами времени, — на самом деле следствие отсутствия просвещения и духовно-нравственного воспитания в жизни людей и потеря веры в Бога. Кризис института семьи, проблемы экологии, пропадающее в виртуальном мире поколение, разгул мошенничества, оккультизма и сатанизма — в основании всего этого мы видим конкретных людей, сделавших выбор жить по своим страстям, по законам животного мира, а не по заповедям Божиим, на которых возрастали идеалы Святой Руси, на которых утверждаются все традиционные религии нашего Отечества.

По слову святого апостола Павла, знание надмевает, а любовь назидает. Само по себе знание не имеет абсолютной ценности, оно ценно лишь относительно того, насколько приближает нас к Богу - Источнику всех благ.

Поэтому рассматривать просвещение без нравственных ориентиров невозможно. Господь очень чётко и просто определяет для нас действия, не совершая которые мы избежим саморазрушения и власти темных сил: не убий, не укради, не прелюбодействуй, не завидуй, не клевещи, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать свою. Христос открывает нам, как достичь этого состояния блаженства, полного счастья во Христе: блаженны нищие духом, блаженны алчущие и жаждущие правды, блаженны милостивые, чистые сердцем, миротворцы и так далее. С христианской точки зрения, Христос и пришёл на землю с целью просвещения людей, указав им истинный Источник Света и путь к Нему.

История напоминает: просвещение, отделенное от нравственности, превращается в технику без совести. Православие – основная нравственная и объединяющая сила в России. На протяжении более тысячи лет Православие было не просто религией отдельных людей, а душой русского народа, источником его нравственных идеалов, вдохновения для великих писателей, художников, композиторов. Невозможно понять ни Пушкина, ни Достоевского, ни Чайковского, ни братьев Васнецовых, ни глубину русской истории, не зная основ православной веры. Это не предмет культа, а живая ткань нашей национальной идентичности. Когда мы теряем связь с этими корнями, мы рискуем стать народом, у которого есть плохо понимаемое прошлое, но не понятное настоящее и туманное будущее.

В сложные времена всегда особенно остро встаёт вопрос о роли личности в истории. Сильные личности, которые повернули историю, чьи решения и дела стали судьбоносными, всегда внушали уважение. Можно привести множество примеров таких личностей.

На Руси таким почитали святого равноапостольного великого князя Владимира, Ярослава Мудрого, затем «солнцем земли Русской» называли святого благоверного великого князя Александра Невского, Дмитрия Донского, множество подвижников Земли Русской, преподобного Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Иоанна Кронштадтского и многих других, которые своим жизненным примером являлись маяками и путеводителями для русского народа на пути спасения и развития всего общества.

После революции 1917 года, массового уничтожения священников и невиданных гонений на Церковь новая власть пыталась полностью переформатировать русский народ. Была поставлена задача – сформировать нового советского человека, новую советскую семью, новое общество. В этом обществе не было места для религии и «пережитков прошлого», а новый человек должен быть атеистом.

Следствием такого формирования личности и общества является духовная пустота и потеря нравственных ориентиров в современном обществе, кризис семьи и, как следствие, демографический кризис. Но брак, семейная жизнь, рождение и воспитание детей, это, наверное, та сфера, где решения принимает сам человек, а не государство. Именно сам человек принимает решение, когда ему семью создавать, иметь детей и как их воспитывать.

Современные дети живут иными ценностями, нежели их родители. Мы видим, как они уже не мечтают стать великими полководцами, космонавтом, учёными. Сейчас для многих, чтобы стать личностью, хотя бы в собственных глазах, не надо совершать героических подвигов, достаточно получить признание в Интернете, набрать лайков, стать популярным блогером, собрать максимальное количество подписчиков. Для этого достаточно просто постоянно что-то выкладывать, нравится аудитории, даже если это будет цинизм и пошлость. Блогеры могут иметь большую популярность у детей, чем родители, наставники, учителя, потому что дети, да иногда и взрослые, часто живут в виртуальном пространстве.

Отсутствие крепкой нравственной основы, чётко сформированных ценностей и ориентиров приводит к тому, что человек долго не может создать семью, многие семьи уже в первые годы начинают переживать глубокий кризис и распадаются. Сложно говорить о многодетности и воспитании детей в таких условиях. Итогом является демографический кризис в масштабах государства.

Говоря о просвещении и нравственности, формировании личности, мы должны найти надёжную основу духовно-нравственного воспитания.

Такой основой для верующих людей является вера в Бога. «Я есть путь, и истина, и жизнь», – говорит Господь Иисус Христос в Евангелии. Эти слова Спасителя являются основой духовной жизни для каждого православного христианина. Т.е. для христианина нет и не может быть истины помимо Бога, равно как и путь не ведущий к Богу, неизбежно будет уводить куда-то в сторону и итог такой ошибки не заставит себя долго ждать и проявится в жизни человека катастрофой. Нормальной жизни души без Бога быть не может. Мировая и отечественная истории это подтверждают.

Воспитывая детей, важно помочь им обрести живую веру в Бога, которая останется неизменной на все времена, какие бы страшные вызовы не бросало время. А для этого нужен личный пример родителей, учителей, и тех от которых зависти принятие законов и их выполнение. Это наша общая задача и ответственность.

Просвещение и нравственность — это два живых начала, которые не могут существовать одно без другого. Без нравственности просвещение становится пустым, холодным знанием, способным породить гордыню и эгоизм. А без просвещения нравственность превращается в добрые, но весьма беспомощные порывы, не способные выстоять в мире сложных вызовов. Одно без другого — ущербно! Не случайно великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Прежде чем просветить человека во всех отношениях, было бы неплохо сначала узнать его во всех отношениях». То есть невозможно воспитать человека, не касаясь его души, его внутреннего мира, его сердца. Только когда эти два источника света соединяются, рождается то, что можно было бы назвать «нравственным интеллектом» — умением мыслить и чувствовать, рассуждать и сопереживать, способностью не просто знать, но и поступать по совести.

Иногда кажется, что современный мир с его скоростью, шумом, культом успеха и наслаждений — полная противоположность тихой, сосредоточенной жизни во Христе. И нам, православным людям, бывает трудно в нём устоять. Но давайте вспомним, что и во времена гонений, и во времена нравственного падения Церковь стояла и будет стоять. Потому что она стоит не на человеческой мудрости, а на силе Божией. Наша задача — не осуждать этот мир, а светить в нём тем тихим, ровным светом Христовым, который может исходить только из сердца, пребывающего в Боге. В конце концов, христианские основы жизни – это не что-то сложное и доступное лишь избранным. Это очень просто. Это – доверие Богу как Отцу. Это – раскаяние в своих грехах. Это — ежедневное усилие жить по заповедям. И главное – это память о том, что цель нашей жизни не в земном успехе, а в том, чтобы однажды услышать от нашего Спасителя: «Приидите благословенные Отца моего унаследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира». Желаю всем участникам нашего форума плодотворной работы.

Благодарю за внимание.



Новости, Митрополит